понедельник, 13 мая 2013 г.

Доверие vs контроль


Нашла сегодня интересную статью
Денис Войханский "Социальные аспекты разработки"
http://www.dtf.ru/articles/read.php?id=46346

"Думать о человеке лучше
В психологии есть принцип: что ожидаешь от человека, к этому человек и стремится. Этот принцип может использоваться в негативном смысле - вы думаете о человеке хуже чем он есть, занижаете его мотивы, качества, ждете от него плохих результатов и говорите ему это… в конечном итоге, вы это и получите. А можно и наоборот. Принцип используется родителями: говорить с ребенком как будто он более взрослый, как будто уже стоит на ступеньку выше. Давать доверие с опережающими темпами. Это очень важно, это хороший способ помогать людям развиваться. Каждый сотрудник хочет больше ответственности, хочет, чтобы ему доверяли больше. Когда мы ожидаем от человека большего, мы конечно идем на некоторый риск, но чтобы оправдать наше доверие, работник "подтягивается".
Обычная модель доверия - доверять ровно на столько, на сколько человек уже показал, что заслуживает. Мы НЕ даем доверия больше. Между тем, давать доверия как бы в кредит, ожидать большего, чем человек показал сейчас - одна из ключевых идей современного менеджмента.
Занижение мотивов

Мы всегда занижаем мотивы людей, это хорошо известно в психологии. Тут я имею в виду иерархическую теорию потребностей Маслоу. Столкнувшись с каким-то поведением, мы все еще пытаемся объяснить все низшими потребностями - безопасность, стабильность и тд. В то время как нормальный психологически здоровый человек движем скорее высшими потребностями: потребностью в развитии, признания и самоуважения. Если мы не сломаем внутри себя занижение человеческих мотивов, мы не сможем давать человеку доверия больше чем он заслуживает. Мы не сможем помогать в реализации его главной потребности - в развитии.
Давать доверие в кредит сложно еще и потому, что требует разного подхода к разным людям. Это может звучать более чем очевидно, со временем у любого менеджера вырабатывается стиль работы, и когда приходит новый человек или ситуация меняется, то способ управления не меняется так же быстро."

Самое интересное теперь: что же делать, если кредит доверия исчерпан....

Комментариев нет:

Отправить комментарий